[ Сообщить о нерабочей ссылке ]
ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по общественно-государственной подготовке Тема №3: «Сущность, содержание и основное направление государственно-патриотического воспитания сотрудников ГПС». Цель занятия: «Государственно-патриотическое воспитание сотрудника ГПС и направление его на добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей, доброжелательное отношение к гражданам». Время: 2 часа Метод: лекция Место: актовый зал УГПС Нравственная сущность служения обществу и государству. Любой человек живет и трудится в обществе, и это не только деятельность живущих ныне людей, стремящихся достичь своих целей. Это и система отношений, сложившихся веками, и принципы общественной нравственности, которые человек обязан учитывать и уважать, и господствующие в этом обществе идеи, теории и взгляды, сопровождающие каждый трудовой процесс. Именно потому положительное мнение о личном составе ГПС, об их служебной деятельности может получить положительную реакцию, уважение, одобрение и поддержку народа, когда она будет соответствовать духу национальных традиций, нормам нравственности, укоренившимся в обществе, иными словами, если, применительно к реалиям нашей страны, она будет органической частью российского образа жизни, русского менталитета. Вспомним, на каких началах закладывался российский народный характер. Он формировался на обширных, свободных просторах восточно-европейских равнин. Россияне издревле владели землями изобильно богатыми. В отличие от западноевропейских и восточных завоевателей, беспрестанно посягавших на российское богатство, Россия на протяжении своей более чем тысячелетней истории почти не вела захватнических войн. Из 538 лет, прошедших после Куликовской битвы до окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось воевать против различных антирусских союзов, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две – с пятью, двадцать пять лет – с тремя и тридцать семь – с двумя противниками. И вместе с тем, территория России расширилась не только за счет завоеваний. Молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки народов Средней Азии, многочисленные народности Сибири и Дальнего Востока не раз просили принять их под высокую руку русского царя. Но на протяжении всей своей истории наш народ не выпускал из рук оружия, отстаивая свою независимость, свои национальные богатства, свой уклад жизни. Да, он был вынужден создать сильное государство, но у его истоков лежало «мирное призвание». И главной ценностью россиянина всегда был мирный труд. Вот почему одной из господствующих идей национального самосознания в России всегда был патриотизм, любовь к Родине, гордость своей страной, ее историей, культурой, глубокое уважение к человеку, находящемуся, как раньше говорили, на «государевой службе», а ныне – на службе обществу и государству. И в первую очередь, эти чувства относятся к тем, кто является гарантом мирного образа жизни, гарантом общественного спокойствия – армии, правоохранительным органам, ГПС. В связи с этим следовало бы заметить, что представители прессы, писатели, поэты, художники, артисты не вправе пасовать перед воинствующей пошлостью и цинизмом. Когда на обложке одного из журналов публикуют коллаж – свалку из погон, звезд, орденов, медалей, других знаков воинского отличия – это позор для всех нас. Это неуважение к людям, несущим государственную службу. Это неуважение к государству. Оно присваивало человеку звание, награждало. Он имеет право гордиться своими погонами, своими наградами. И глумиться над этим – крайняя степень нравственного падения. В IV веке до н.э. Аристотель писал, как происходит становление гражданина. В 18 лет юноша приходит на Народное собрание и дает клятву: я буду соблюдать законы, чтить отеческие святыни, буду сражаться за Отчизну, если это необходимо. А потом идет на два года в армию. И лишь после этого становится полноправным гражданином. Уже в древности люди понимали, на чем стоит держава. А сегодня мы видим, как многие упорно отказываются от любых обязанностей перед своим государством: невыгодно, трудно, опасно. Во всем мире государственная служба менее выгодна, чем предпринимательство. Но сознание того, что общество наделило тебя властью, высокий престиж государственной службы (не говоря уже о гарантированной пенсии и многочисленных льготах) компенсируют определенные материальные издержки. Уважение общества, почитание «людей государственных» – важнейший показатель духовного и нравственного здоровья общества, прочности и стабильности государства. Конечно, патриотизм не есть исключительное национальное качество россиян. Однако патриотизм в России имеет свою специфику, которая была зафиксирована и научно разработана в российской философской мысли. В отличие от многих стран Запада, где в национальном менталитете преобладают логическое связывание понятий, принципы рационализма, нашедшие в наше время наиболее яркое воплощение в философии позитивизма и прагматизма, в России получает преимущество стремление к истине путем понимания цельности бытия, внутреннего и внешнего, умозрительного и житейского. В трудах выдающихся русских философов И.В.Киреевского, К.С.Аксакова, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева и других подробно анализируется российское национальное осмысление общественных отношений. Большое внимание в их трудах занимает духовный, нравственный, чувственный аспект постижения истины, сочетание свободы и единства людей на основе их любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Эту особенность русского патриотизма очень тонко подметил А.С.Пушкин, выразив ее в следующих строках: «Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам». Не случайно в трудах русских философов громадное место уделяется попыткам философского осмысления общества и человека с позиций православного христианства, которое, как мы знаем, основано на возвеличивании любви к ближнему. Голому рационализму целого ряда представителей западной философии они противопоставляли концепцию «умного, духовного делания», определяя духовную сущность русского человека как стремление к общему благу, к поискам всеобщего добра. «Русский человек, - пишет известный философ Н.О.Лосский, - обладает особенно чутким различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков. никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенство добра». Поэтому именно русской философской мысли присуще обязательное соединение таких категорий, как «истина» и «справедливость» с категорией «совесть», и именно в русской духовной культуре, в частности, в художественной культуре нашло видное место рассмотрение таких проблем, как совесть и благоразумие, совесть и долг, совесть и правда. Хотелось бы отметить еще одну черту, присущую российскому национальному самосознанию, русскому патриотизму – это стремление к коллективизму. Сейчас, в эпоху проникновения в русскую культуру чужеродных для русского духа западных идей, многие начинают с усмешкой воспринимать когда–то даже в песне воспетый принцип: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». А ведь этот принцип пришел в нашу жизнь из древности. Разве выстояла бы, разве сохранилась бы Россия в борьбе против нашествия тевтонских псов – рыцарей, татарских орд, наполеоновских полчищ, наконец, против немецко-фашистских захватчиков, если бы мы так свято не чтили заповедь: «Положи живот за други (друга) своя». Воистину был прав писатель Валентин Пикуль, когда в одном из своих произведений заметил: «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы – как деревья без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени – с их нелегкой и сложной судьбой». Вспомним, как живописал эту заповедь устами Тараса Бульбы великий Гоголь: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! Также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить , как русская душа, - любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог… нет, так любить никто не может!»2. Как видим, российский патриотизм уходит своими корнями в глубь истории, его специфически национальная форма порождена теми потрясениями, которые пережило государство российское за долгий период своего существования. Любовь к Родине, пронзительная ностальгия по отчему дому в скитаниях по чужим краям, почитание своей культуры, своего языка, своих святынь – неотъемлемое качество, характернейшая черта всякого россиянина, качество, воспитываемое в нем с детства и непременно остающееся в его душе на всю жизнь. Таким он воспитывается и в прежние времена, поэтому вполне уместно привести здесь извлечение из учебника истории для народных школ «Наше родное», изданного в 1899 году: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды; родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят на нашем родном языке и все в ней для нас родное; матерью зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать – защищает и бережет нас от всяких врагов, и когда мы умираем, то она же прикроет и кости наши. Много есть на свете кроме России и других разных земель и государств, но одна у человека мать – одна у него Родина». Вот только некоторые, хотя и одни из самых главных, особенностей российского национального характера, определяющие общественную жизнь России, управленческие принципы государства, специфику общественной психологии, взаимоотношения людей. Они рассмотрены здесь в качестве примера, ибо эта область общественной жизни и государственной деятельности поистине безграничны. Однако эти примеры имеют целью ориентировать сотрудников ГПС, обратить внимание на те сферы, которые они обязаны тщательно изучать и учитывать в своей работе для достижения полного соответствия характера своей службы окружающей его социальной действительности, для достижения максимальной эффективности при исполнении возложенных на него обязанностей. Конечно, главной сущностью службы является служение закону. Но при этом следует всегда твердо помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон – благо только при том условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости, то есть как воплощение высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность общества и государства. Если же закон начинает восприниматься гражданами как несправедливый, тем более безнравственный и бесчеловечный, то его исполнение производит прямо противоположный, то есть общественно-дестабилизирующий эффект. К сожалению, существует не так уж мало сотрудников ГПС, которые, думая, что служат закону, исполняют свои обязанности с казенным бездушием, не видя за буквой закона живых людей. Подобное исполнение служебных обязанностей нередко приводит к недовольству законом, а иногда и к враждебному отношению к внутренней политике государства. Одна из главных обязанностей сотрудника ГПС – исполнять свой служебный долг, иными словами, выполнять веления закона так, чтобы они носили нравственный характер, служили бы претворению в жизнь требований социальной справедливости. Таким образом, сотрудник ГПС постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной структуры. С одной стороны, он испытывает воспитательное нравственное воздействие общества, которое формирует его в соответствии с принципами общественной нравственности, а с другой, он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан – положительное, если исполнение им требований закона служит делу социальной справедливости и осознается гражданами как глубоко нравственное, отрицательное, если его действия воспринимаются гражданами как несправедливые и тем самым безнравственные. Вот те основания, на которых построена воспитательная работа в ГПС. Она имеет много аспектов, но нравственное воспитание, куда органически входит воспитание у сотрудников чувства патриотизма и коллективизма, чувства социальной справедливости, уважительности к людям, является главнейшей формой воспитательной работы как руководителей органов и подразделений, так и сотрудников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов. В 1992 году руководством МВД СССР была утверждена и разослана на места «Концепция перестройки системы идейно-нравственного и культурно-эстетического воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации». Концепция содержала требование радикального изменения отношения к нравственному и культурному воспитанию, формулировку мероприятий, необходимых для обеспечения этого требования, в том числе материально-технического и учебно-методического характера. Еще одним документом такого рода является «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», действующий с 1993 года (Пр. МВД №501 от 19.11.93 г.). Кодекс, определяя нравственные обязанности и этические нормы поведения, является основой единых требований к профессиональным качествам каждого сотрудника. Нормы и принципы, изложенные в нем, отражают аксиомы общечеловеческой морали, международные стандарты Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года, и Декларации о полиции Совета Европы. Подобными принципами руководствуются сотрудники правоохранительных органов стран мирового сообщества. И, наконец, завершают этот перечень Директива №1 МВД России «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». В ней, в частности, определено: «Первостепенное внимание сосредоточить на воспитании у личного состава чувства гордости за службу в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России, гражданской ответственности за соблюдение норм морали, исполнения служебного долга» и Приказ МВД РФ №170 от 05.03.1998 года "О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников ОВД и военнослужащих ВВ МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам". В приказе отмечено следующее, в частности: - уважать человеческое достоинство граждан, поддерживать и защищать права человека и гражданина, руководствоваться принципами, закрепленными в Присяге сотрудника ОВД РФ: "Служу Закону – служу народу"; - проявлять вежливое, внимательное, тактичное и корректное отношение ко всем гражданам.....; - действовать при выполнении должностных обязанностей и общении с гражданами при всей строгости и решительности законно, безупречно, справедливо; - быть в обращении с гражданами доброжелательным, стремиться завоевать их расположение и доверие, добиваться взаимопонимания, воздерживаться от ненужной резкости; - постоянно работать над повышением своего уровня духовной культуры, помнить о силе влияния на граждан форменной одежды, знаков различия сотрудников ГПС. Быть подтянутым, аккуратным, чтобы внешний вид и необходимая официальность, грамотность, культура речи способствовали деловому взаимопониманию, всемерно укрепляли авторитет государственной власти. В подразделениях ГПС живут и развиваются традиции – эффективные формы совершенствования воспитания личного состава, подготовки их к высокопрофессиональному решению оперативно-служебных задач. Традиции – это не только прошлое, но это и сегодняшний день, характерные черты, дела и поступки тех, кому народ доверил охрану своего мирного труда и покоя. Традиции – это нормы поведения, созданные ратными делами передовиков службы, отличников, лучших сотрудников ГПС. Их воспитательное значение состоит в том, что они помогают личному составу познать героические подвиги и благородные поступки старшего поколения, почувствовать славный путь, пройденный подразделениями ГПС, проникнуться уважением к трудной, но почетной службе в них. Они способствуют укреплению дисциплины и повышению результативности работы в борьбе с огненной стихией. Литература: 1.Профессиональная этика сотрудников правоохранительных, п/р А.В. Опалева, Г.В. Дубова, Москва, 1997 г. 2.Директива МВД РФ № 1 - 1996 г. 3.Федеральный закон РФ "О милиции". 4.Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Вопросы по теме: 1.Какие особенности русского патриотизма вы знаете? Приведите примеры. 2.Назовите основные цели нравственного воспитания сотрудников ГПС. 3.В каких нормативных документах, регламентирующих деятельность ГПС, предусматривается ответственность за нарушение нравственных норм, предъявляемых к сотрудникам ГПС? 4.Какие нормативные документы регламентируют цели и основные формы воспитательной работы в ГПС?
|