[ Сообщить о нерабочей ссылке ]
Приказом Росстандарта 31 марта 2022 года утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.3.20-2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Руководство по планированию участия неорганизованных добровольцев в реагировании на чрезвычайные ситуации». Документ разработан учеными ВНИИ ГОЧС. Он вступит в силу в ноябре этого года. Ученые института отмечают актуальность стандарта, связанную с тем, что при возникновении чрезвычайной ситуации в зоне бедствия с первых часов в оказании помощи пострадавшим участвуют добровольцы из числа местных жителей. В процессе реагирования на ЧС, как правило, дополнительно прибывают добровольцы и из других регионов. ГОСТ определяет, что неорганизованным добровольцем является лицо, которое не имеет отношения к существующим поисково-спасательным добровольческим организациям, но желает оказать безвозмездную помощь в осуществлении помощи пострадавшим во время и после чрезвычайных ситуаций. «Это, в первую очередь, люди, находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации или прибывающие туда из ближайших районов в первые часы после произошедшего. Кроме того, опыт реагирования на ЧС показывает, что в пострадавшие районы люди спонтанно привозят гуманитарную помощь и оказывают поддержку пострадавшим. Спонтанные предложения помощи становятся все более распространенным явлением. Поэтому главная задача в такой ситуации — обеспечить безопасность добровольцев и эффективно использовать их труд», — уточняет руководитель разработки ГОСТа — заместитель начальника ВНИИ ГОЧС Владимир Мошков. Неорганизованные добровольцы могут вовремя обеспечить значительный ресурс рабочей силы, навыков и умений, расширяя возможности организаций экстренного реагирования, а также поделиться ценными местными знаниями и обеспечить индивидуальный подход при оказании помощи своим землякам. Вместе с тем, уточняют во ВНИИ ГОЧС, слишком большое число неорганизованных добровольцев, как показывает практика, может создавать дополнительные риски и избыточную нагрузку на организации, осуществляющие чрезвычайное реагирование, мешать их работе. Неорганизованные добровольцы, оказывающие помощь вне официальных операций реагирования, могут ставить под угрозу не только самих себя, но и тех лиц, которым они стремятся помочь. В связи с этим ГОСТ нормативно закрепляет единые процедуры планирования участия неорганизованных добровольцев в реагировании на ЧС. Это касается их регистрации, обеспечения всем необходимым, а также осуществления контроля, оценки и анализа их участия. Документ определяет, что при привлечении неорганизованных добровольцев следует обращать внимание на вопросы страхования и ответственности за их здоровье и безопасность, как и на ответственность самих добровольцев. При этом их участие в оказании помощи должно быть спланировано, чтобы обеспечить безопасность добровольцев и повысить результативность их работ. В стандарте указывается, что при регистрации неорганизованных добровольцев необходимо иметь полную о них информацию: контактные и личные данные, в том числе номера мобильных телефонов, адреса электронной почты добровольца и его ближайших родственников. Не будет лишним наличие у добровольца опыта оказания такой помощи и базовой подготовки для выполнения специальных работ. Также ГОСТ определяет такие положения, как признание заслуг и поощрение, вопросы долгосрочного сотрудничества, оценки результатов действий добровольцев и мотивирование к их вступлению в добровольческие организации. Стандарт подготовлен на основе международного стандарта 2017 года «Безопасность и устойчивость. Устойчивость общин. Руководящие указания по планированию участия неорганизованных добровольцев», но имеет ряд технических дополнений и изменений в связи с особенностями российского законодательства и опыта организации работы добровольцев и спасателей. Во ВНИИ ГОЧС считают, что внедрение стандарта позволит повысить эффективность и безопасность добровольцев за счет адекватного распределения задач, организации их взаимодействия с профессиональными спасателями и обеспечения безопасности труда при оказании помощи пострадавшим, а также гармонизировать национальные требования с международными.