Катастрофические пожары в населенных пунктах и лесах в 2010-2014 годах показали, что от пожарных подразделений требуется применение новых тактических приемов тушения. Учитывая пожелания пожарных, в Научно-производственном предприятии «Орт» (г. Воронеж) разработано простое в эксплуатации рукавное перекрывное устройство (РПУ), облегчающее процесс боевого развертывания при прокладке, передислокации и уборке рабочих рукавных линий за счет того, что эти операции осуществляются без отключения подачи воды от водопитателя. РПУ наиболее эффективно при наступательном характере боевых действий, тушении лесных пожаров, пожаров в тоннелях метрополитенов и шахт, при отсутствии прямой видимости между позицией ствольщика и пожарным автомобилем, обеспечивает автономность боевого участка при пуске и прекращении подачи огнетушащих средств в условиях, когда необходимую длину рукавной линии нельзя определить заранее.
Рукавное перекрывное устройство производится в двух модификациях. (РПУ-50.1) применяется в конструкции напорного пожарного рукава диаметром 51 мм, оборудованного двумя рукавными соединительными головками, одна из которых стандартная, другая с рукавным перекрывным устройством. РПУ-50.2 имеет две соединительные головки и может быть использовано автономно. По сути рукавное перекрывное устройство представляет собой шаровый кран с улучшенной эргономикой, выполненный из стеклонаполненных полимеров, по прочности не уступающим литьевым алюминиевым сплавам. Так, при испытании РПУ гидравлическим давлением 4 МПа происходило разрушение стандартных муфтовых соединительных головок, но не корпуса и уплотнений деталей крана. Не повредила РПУ и пожарная автоцистерна на шасси «Урал», которая «давила» РПУ, находящееся на асфальте. Усилие на рукоятке управления краном не превышает 8 кгс и практически не зависит от величины давления в рукавной линии. Масса РПУ не более 0,6 кг. РПУ прошло все стадии разработки на предприятии и сертифицировано в установленном порядке. При боевом развертывании рукавное перекрывное устройство позиционируется на удаленном от водопитателя конце пожарного рукава или устанавливается (РПУ-50.2) при необходимости между рукавами. Опытная эксплуатация устройств показала, что оптимальное количество РПУ на основной пожарный автомобиль общего применения должно быть в количестве 4 – 5 единиц.
Пожарные применяли РПУ на реальных пожарах и определили, что рукавное перекрывное устройство обеспечивает: • Прокладку и уборку магистральных и рабочих рукавных линий без прекращения подачи воды от водопитателя; • Наращивание длины рукавных линий без прекращения подачи воды при наступательном характере боевых действий; • Замену поврежденного рукава рукавной линии без прекращения подачи воды; • Проведение уборки рукавных линий в условиях низких температур без отключения подачи воды от водопитателя для исключения замерзания воды в рукавной линии, оставляя при этом минимальный расход воды по рукавной линии, не затрудняющий процесс уборки; • Удаление из рукава ледяной «шуги» до присоединения пожарного ствола; • Перекрытие потока воды по рукавной линии в нужном месте при ее экстренной передислокации; • Использование устройства как дополнительный кран при выходе из строя рукавного оборудования; • Перекрытие подачи воды рабочей линии при потере контроля управления пожарным стволом; • Плавное увеличение расхода на стволе рабочей линии при первоначальном пуске воды; • Упрощение процесса испытания рукавов гидравлическим давлением; • Упрощение процесса заполнения цистерн пожарных автомобилей через горловину при организации пожаротушения методом подвоза воды; • Применение стандартных конструкций устройств, предназначенных для навязки рукавов на рукавные соединительные головки; • При использовании устройства в конструкции рукава пожарного крана, бранспойт становится перекрывным стволом. Опытная эксплуатация рукавных перекрывных устройств в подразделениях Государственной противопожарной службы показало высокую надежность конструкции и заслужило положительные отзывы пожарных, отметивших перспективность применения устройств, особенно в малочисленных пожарных подразделениях. Единственное замечание пожарных заключалось в том, что столь очевидное и простое техническое решение не внедрено в практику пожаротушения гораздо раньше и не внесено в «Табель положенности комплектации пожарных автомобилей».