Пожару - нет!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Этот сайт создан пожарными, для пожарных и о пожарных.
Четверг, 21.11.2024, 19:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории
Законы, постановления правительства, фед. программы [128]
Законы РФ, субъектов РФ имеющие отношение к обеспечению пожарной безопасности
Приказы [289]
Приказы МЧС РФ, региональных центров МЧС РФ, МВД РФ, МВД СССР и других ведомств имеющих отношение к обеспечению пожарной безопасности
Методические рекомендации [105]
рекомендации по всем видам деятельности имеющим отношение к Пожарной охране
Наставления [13]
наставления по различным видам деятельности в ПО
Уставы [14]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0
Журнал посетителей
drom, KSV, Андрей73
Сегодня 21.11
Мы поздравляем mels(51), Shurik2011(43), alalexxx(49), Domna(48), antonmchs(38) с Днём рождения!
Желаем всего наилучшего! Присоединяйся к поздравлениям!
Опросы
Как Вы узнали об этом сайте?
1. Из поисковиков
2. Посоветовали
3. На других пожарных сайтах
4. Я и сейчас не знаю ;)
Всего ответов: 2115
Связь по разделам
Меню быстрого доступа к разделам и категориям каталога
Главная » Файлы » Нормативная база » Методические рекомендации


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ НА САМОЛЕТАХ
Скачать с сервера (376.7 Kb) 28.10.2008, 21:40

[ Сообщить о нерабочей ссылке ]

ТАКТИКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
А) Общие положения.
Пожары на самолетах имеют ряд особенностей:
1. Наличие больших количеств топлива (до 10 т) и воз¬можность его растекания вокруг судна на сотни и тысячи кв. м.
2. Высокая скорость распространения пламени и темпе¬ратура пожара (до 1100°С).
3. Невысокая огнестойкость конструкций и материалов (сплавов алюминия и магния и др.) температура плавления и загорания, которых в 1,5—2 раза меньше температуры го¬рения топлива.
Как показали натурные огневые испытания уже через 2— 3 мин установившегося горения происходит прогар обшив¬ки фюзеляжа (а в отдельных случаях и раньше) и проник¬новение огня внутрь самолетов.
4. Наличие баллонов со сжатыми газами и боеприпасов, других пиротехнических средств не исключает возможность взрывов, что может привести к дополнительным разрушени¬ям конструкций самолетов и увеличению размеров пожара, поражению личного состава.
Во всех случаях при пожарах на самолетах необходимо:
а) Обеспечить эвакуацию летчика.
б) Включить бортовую установку пожаротушения.
в) Выключить двигатели.
г) Установить место пожара, определить вероятные пути
его распространения и возможные последствия.
д) Подачу огнетушащих веществ организовать на решающем направлении.
е) Использовать все огнетушащие средства, имеющиеся частях — пожарные автомобили и мотопомпы, первичные средства тушения (огнетушители) тепловые машины, азотные автомобили, поливо-моечные машины и т. п. При этом, они должны работать в комплексе, соблюдая определенную очередность и выполняя указания руководителя тушения пожара.
ж) Отвести соседние самолеты от очага пожара.
з) Если к самолету подвешен боекомплект, то принять меры к охлаждению и снятию его, а затем эвакуации в бе¬зопасное место.
Б) Тушение пожаров органов приземления.
Пожары гидрожидкости и резины колес тележки шасси быстро и эффективно тушатся раствором пенообразователей, пеной низкой кратности, составами СЖБ и отработанными газами тепловых машин.
Однако необходимо помнить опасность разрыва пневматиков воздушных судов за счет нагрева колес. При тушении личный состав должен приближаться к колесам спереди или сзади, проявляя при этом максимальную осторожность. Подход сбоку опасен и тем опаснее, чем ближе к оси колеса.
В результате быстрого охлаждения одной из частей ко¬леса может привести к разрыву пневматикой. Поэтому воду необходимо подавать тонкораспыленными струями и корот¬кими импульсами, продолжительностью 5—10 сек. через каждые 25—30 сек.
Горение магниевых сплавов начинается через 7—9 мин после начала горения гидрожидкости и резины шасси и в начале ограничено 1 тележкой. При его горении создается большая температура — порядка 3000° С. Для его тушения не рекомендуется применять составы, содержащие углекис¬лый газ, так как процесс горения при этом увеличивается. Приемлем способ тушения 4—6% водным раствором пено¬образователя стволом СА со снятым насадком. Давление воды 1,5—2 атм.
Основными недостатками этого способа являются:
 Происходит разложение воды в зоне горения на кис¬лород и водород, которые образуют гремучую смесь и вы¬зывают хлопки, в связи с чем расплавленные капли магния диаметром 8—10 мм разлетаются на расстояние 7—8 м. и могут служить как источники дополнительных очагов пожа¬ров.
 Время тушения этим способом в пределах 5—6 мин. Для тушения магния могут применяться лафетные ство¬лы, мощные струи воды, которые позволяют быстро потушить очаг горения. Однако и в этом случае наблюдаются хлопки и выбросы капель расплавленного металла.
При тушении магниевых сплавов личный состав пожар¬ной команды должен быть одет в теплоотражательные ко¬стюм, защитные колпаки которых защищают от попадания капель расплавленного металла под боевую одежду пожар¬ных.
Самый эффективный способ тушения магниевых сплавов при помощи азотной машины. Во-первых, очаги горения бы¬стро блокируются или локализуются за счет введения в зо¬ну горения негорючего, инертного газа. И кроме того, за счет высокого скоростного напора и истечения азота, выпу¬скаемого под большим давлением (120—130 атм.) частицы (капли) горящего магния отбрасываются на значительные расстояния (10—15 м) от самолетов.
На огневых испытаниях неплохую эффективность но ту¬шению пожаров резиновых колес показала тепловая маши¬на ТМ-59. Ликвидация очага загорания было достигнуто за счет подачи отработанных газов от авиадвигателя в зону горения, а также интенсивного отрыва пламени с поверхно¬сти покрытия аэродрома или места, где находился очаг.
В). Тушение пожаров, возникших в силовых установках.
Одним из условий успешного тушения пожаров на сило¬вых установках - это выключить двигатели, а затем при¬ступать к тушению.
Так как пожары на силовых установках относятся к объемным, то наиболее эффективны для ликвидации огня будут средства и способы объемного тушения: подача азота, фреона, составов СЖБ, углекислоты.
Рекомендуется тушить силовые установки газообразным азотом, этот способ достаточно эффективен.
Применение азота в первоначальный момент возникнове¬ния загорания, когда огнем охвачен только двигатель и не¬большие (до 15 кв. м) розливы топлива вблизи самолета является необходимым условием. Этому способствует и вы¬сокая боеготовность расчета, быстрота боевого развертыва¬ния личного состава, а также постоянное нахождение азот¬ной машины на аэродроме при полетах. К тому же ее при¬менение будет оправдано и в случае локализации загора¬ний, до развертывания всех сил и средств, привлекаемых при пожаре.
Для тушения пожаров силовых установок можно с ус¬пехом применять и пену средней кратности, а в отдельных случаях и высоко-кратную пену. Однако следует отметить, что пена не во все места может проникнуть. Поэтому основ¬ная задача, которую могут выполнить пожарные это локали¬зовать очаг пожара, а азотная машина после прибытия сможет ликвидировать огонь.
В связи с тем, что силовые установки современных са¬молетов расположены на достаточно высоком уровне от по¬верхности аэродромов, огнетушащие вещества необходимо подавать с крыш пожарных автомобилей, с азотных машин и т. п.
г) Тушение воспламенившихся розливов топлива.
Розливы топлива и его воспламенение, особенно при кру¬говом пожаре, когда самолет находится в очаге и огнем ох¬вачены большие площади — это относится к сложным по¬жарам.
Их тушение прежде всего зависит от организованности и правильного руководства со стороны начальника противо¬пожарной охраны. В зависимости от времени прибытия сил и средств выбирается и способ тушения.
Если в числе первых к месту пожара прибыли пожарные автомобили ОБЛТО, то необходимо сразу же принять меры к локализации очага пожара высокократной пеной и пеной низкой кратности. Одновременно решается задача по эваку¬ации летчика. Решающим направлением в тушении будет район кабины и розливы под самолетом. Поэтому, в эти районы и необходимо подавать огнетушащие вещества. Прокладывается коридор для прохода пожарного. После спасения человека следует направить усилия на ликвидацию очага.
По ходу тушения прибывают силы и средства согласно Плана противопожарной охраны. С прибытием тепловой ма¬шины участвующие в тушении люди и техника выводятся из зоны пожара. Отработанные газы тепловой машины направ¬ляются на ликвидацию пожара.
На огневых испытаниях тушение при помощи тепловых машин загораний топлива на больших площадях (до 500 м2) было очень эффективным. Например, пожары на площади 250—350 м2 были ликвидированы за 2—2,5 мин., а площадь в 500 м2 — за 4,5 мин.
При этом необходимо учесть, что работать пожарным в зоне потока отработанных газов можно в течение 1 часа, на расстоянии 5—10 м от двигателя тепловой машины (ее сопла). Концентрация угл. газа и окиси углерода находится в допустимых пределах.
Тушение газами происходит за счет отрыва пламени от поверхности аэродромов, испарения топлива за счет высо¬кой температуры газов (около 1100° С) и понижения кон¬центрации кислорода в зоне горения до негорючих пределов.
Основным условием, при котором достигается макси¬мальный эффект применения тепловой машины для тушения — это постоянное нахождение ее на аэродроме в зоне уста¬новки пожарных автомобилей, азотной машины и других средств обеспечения полетов. Только при таком условии она быстро сможет прибыть на место пожара и ликвидировать очаг за кратчайшее время, чем другие средства.
Говоря о тепловой машине, следует заметить, что она мо¬жет использоваться и для создания в нужном направлении «искусственного ветра». При этом необходимо устанавливать ее на значительном расстоянии от пожара (20—25 м), так как поток сазов может уносить пены или другие вещества с поверхности горения.
С этой же целью используют на пожарах и вакуумную машину, которая тоже может создать достаточный напор для отклонения факела пожара и «искусственный ветер» в приемлемом для руководителя пожаротушения направлении.
Примерные схемы тушения различных пожаров на само¬летах и вокруг них показаны на прилагаемых схемах 1—9.
Неплохой эффект тушения розливов горючего на аэрод¬ромах показывают пены средней и высокой кратности, пода¬ваемые одновременно. Как известно, высокократная пена об¬ладает большой устойчивостью, а пена средней кратности подается на большее расстояние, чем высокократная.
Задачи будут выполнены только с применением всех сил и средств, которые имеются в ОБАТО и приспособленные для тушения пожара.
Следует заметить, что почти никакой реконструкции тех¬ники производить не надо. Необходимо только изготовить ствол-трубку для подачи азота от азотной машины, а также несколько поднять над уровнем плит аэродрома насадок тепловой машины. Это делается при помощи гидравлики из кабины водителя тепловой машины.
Заслуживает внимания и такой способ тушения розливов горючего вокруг воздушных судов, как отработанными газа¬ми от двигателей самолетов. При этом самолет устанавлива¬ется впереди горящего судна напротив на расстоянии 15— 18 метров. Эффект тушения достигается за счет поступле¬ния в зону горения негорючих газов в единицу времени зна¬чительно больше, чем от тепловой машины. Время тушения при этом заметно снижается.
д) Тушение самолетов установленных в ангарах.
При возникновении пожара в ангаре необходимо:
 До прибытия основных сил и средств предусмотренных планами противопожарной охраны начать ликвидацию оча¬га горения первичными средствами пожаротушения, стацио¬нарными установками (если они имеются на объекте).
 Приступить к эвакуации самолетов и в первую оче¬редь выводить горящие воздушные суда. Для этих целей ис¬пользуются тягачи и личный состав пожарного расчета.
 С прибытием сил и средств огнетушащие вещества по¬давать на горящий самолет и несущие конструкции здания.
 Удалить баллоны со сжатыми газами.
 В случае угрозы распространения огня на соседние здания и сооружения обеспечить защиту их водяными струя¬ми от стволов литер А или лафетных стволов.
Для тушения пожаров в ангарах, как правило, применя¬ют пожарные машины, но могут принять участие и азотные автомобили. Порядок ввода средств тушения будет зави¬сеть от обстановки пожара и решаемых руководителем по¬жаротушения задач.

7. Мероприятия, обеспечивающие успешную ликвидацию пожара.
Для успешного тушения пожаров на самолетах необхо¬димо:
1. Иметь запасы средств пожаротушения и огнетушащих веществ. С этой целью производят необходимые расче¬ты, которые в виде таблицы должны храниться в штабе и пожарной команде части.
2. Обучить личный состав пожарной команды и других подразделений, привлекаемых для тушения, приемам и спосо¬бам борьбы с огнем.
3. Систематически проводить практические тренировки и учения с боевым развертыванием всех сил и средств соглас¬но Плана противопожарной охраны частей с привлечением пожарной охраны других ведомств.
4. Добиваться, чтобы пожарные наряды и другие подраз¬деления прибывали по учебным пожарным тревогам в крат¬чайшие сроки. Это достигается четким и быстрым сбором личного состава, следованием к месту пожара кратчайшим путем.
5. Содержать пожарные автомобили, тепловые машины, азотные автомобили и другие средства в технически исправ¬ном состоянии. При выводе их из строя надо немедленно устранить неисправности.
6. При проведении полетов необходимо содержать тепловые и азотные автомобили, КПМ вблизи руководителя по¬летами с целью их быстрого прибытия к месту возникнове¬ния пожара.
7. Для отработки практических задач по тушению реаль¬ных очагов пожаров в каждом гарнизоне оборудовать поли¬гоны или площадки, учебно-тренировочные городки. Такие полигоны и городки помогут личному составу выработать высокие волевые и психологические качества.
8. Изучить с личным составом, участвующем в тушении основы горения, пожарную опасность веществ и материалов, а также способы и методы прекращения горения при помощи различных огнетушащих веществ.
Особую подготовку надо проводить с офицерским составом, который выполняет обязанности руководителей полета¬ми, так как при пожаре они первыми принимают на себя руководство тушением.
9. Для оперативности руководства тушением не допускать вмешательства в действия руководителя пожаротуше¬ния посторонних лиц. При этом целесообразно пользовать¬ся руководителю радиосвязью или электромегафонами.
10. Для использования всех сил и средств прибывающих на место пожара и правильного руководства ими необходи¬мо выработать условные сигналы, команды, так как при ра¬боте авиадвигателей от тепловых машин и самолетов звуковые команды могут быть не услышаны пожарными и дру¬гим личным составом, участвующем в тушении.
11. Изучить схемы аэродрома и зоны подъезда автомо¬билей, подхода воздушных судов, расположения источников водоснабжения, тактические характеристики пожарных автомобилей и других технических средств пожаротушения.
При выполнении изложенных в Рекомендациях условий можно успешно справиться с пожаром на самолете, что в итоге приведет к сохранности боевой техники и повышению боеготовности воинских частей округа.

 Подписаться на RSS канал о поступлениях в Каталог файлов
Подписаться на сообщения о поступлениях в Каталог файлов на Email
Категория: Методические рекомендации | Добавил: 51 | Теги: рекомендации, тушение
Просмотров: 14846 | Загрузок: 1275 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
0
2   [Материал]
Спасибо, очень помогло!!! good

0
1   [Материал]
wink спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Расскажи о нас
ПОЖАРУ-НЕТ!
Мини чат


Поиск по сайту
Лидеры репутации
Karatondymok
Kotoff001Obsidian
SVBдорогуосилитидущий
maxfantomas-555
ТёмныйБрандмайор
Полезные ссылки
Официальный сайт проекта ГраФиС Прародитель
Сайт 52-ой пожарной части. Спирово ПЧ-52 Сайт пожарной части пгт.Мортка
ПЧ-27 Братск
Веселый пожарный УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю
Карта_01 Wiki-fire - база знаний в области пожарной безопасности
ЭСУ ППВ
Центр пропаганды пожарной безопасности

Создано пользователями сайта Пожару-нет © 2024 Яндекс.Метрика