Здравствуйте, товарищи!
Из совершенно альтруистических соображений, но при этом бесцеремонно и категорично воспользуюсь этим замечательным ресурсом для решения одной прикладной задачки. И да не возбранится администрация и ныне, и присно, и во веки веков :-)
Собственно, пришлось мне развертывать объектовую систему оповещения ГОЧС и оказалось, что в открытых источниках нет актуальной информации по оборудованию КСО П-166м (АО "КЗТА").
А обстоятельства требовали немедленных ответов и решений в части организации связи, подключения и настройки оборудования.
Предметно пощупан блок переключения универсальный БПРУ-02, проведено сопряжение с контролером СОУЭ Bosh PRS-NCO3.
Путем проб и ошибок были найдены недостающие элементы этой мозаики, которыми я и намерен поделиться со всеми.
Сила Интернет, она такая - посты проиндексируются и в поисках у страждущих наступит облегчение. Но это не точно.
Если у администрации сайта не будет возражений, то продолжу наполнять тему.Добавлено (09.12.2022, 05:03)
---------------------------------------------
Немного теории для тех кто не в теме.
РАСЦО - Региональная Автоматизированная Система Централизованного Оповещения.
Региональная система оповещения - силы и технические средства оповещения, обеспечивающие доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения от региональных центров МЧС России до подчинённых органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (главных управлений МЧС России по субъектам РФ), соединений и воинских частей войск гражданской обороны, подразделений ГПС МЧС России.
К РАСЦО подключаются территориальные, локальные и объектовые системы оповещения.
Задачи РАСЦО - это доведение информации и сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до:
-руководящего состава гражданской обороны субъекта и региональной подсистемы РСЧС;
-Главного управления МЧС России по субъекту (региону);
-исполнительного органа государственной власти субъекта (региона), уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории субъекта (региона) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
-дежурных служб руководителя региона (губернатора, главы, президента) и администраций районов;
-дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
-специально подготовленных сил и средств региональной подсистемы РСЧС;
-объектов (организаций), подключенных в РАСЦО;
-населения, проживающего на территории субъекта (региона).
Функции РАСЦО:
трансляция (передача) сигналов НЦУКС в зоне охвата региональной автоматизированной системы централизованного оповещения;
трансляция (передача) сигналов силам РСЧС на территории региона (субъекта);
трансляция (передача) сигналов главному управлению МЧС России региона (субъекта);
трансляция (передача) сигналов руководителю (губернатору, главе, президенту) региона (субъекта);
трансляция (передача) сигналов на локальные системы оповещения опасных производственных объектов, потенциально опасных объектов и пр.;
трансляция (передача) сигналов на объектовые системы оповещения объектов с массовым пребыванием людей, социальных объектов, защитных сооружений (убежища, противорадиационные укрытия);
оповещение населения в режимах сирен и речевого оповещения;
оповещение по каналам телефонной (мобильной связи) в речевом и текстовом (SMS) режимах в том числе циклически;
оповещение населения по каналам сети internet;
оповещение населения посредством теле-, радиотрансляций;
перехват теле-, радиосигналов;
трансляция сигналов на мобильные пункты оповещения;
Зона охвата РАСЦО распространяется в пределах границ региона (субъекта).
Добавлено (09.12.2022, 05:05)
---------------------------------------------
По традиции, нормативная база для изучения вопроса.
Федеральные законы Российской Федерации
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи»
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»
Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Указы и Приказы Президента Российской Федерации
Указ Президента РФ от 13 ноября 2012 г. №1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. №Пр-212)
Распоряжения Правительства Российской Федерации
Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №632-р)
Концепция региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2006 г. №1024-р)
Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. №1240-р)
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. №1244-р) (с изменениями от 10 марта 2009 г.)
Совместные Приказы МЧС
Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006 г. №422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»
Приказ МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. №877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения»
Положение о системах оповещения гражданской обороны
Приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 28 октября 2008 г. №646/919/526 «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»
Приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 31 мая 2005 г. №428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций»
Приказы Мининформсвязи
Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 7 декабря 2006 г. №160 «Об утверждении Правил применения оборудования проводного вещания»
Добавлено (09.12.2022, 06:49)
---------------------------------------------
Если совсем по-простому, то у уполномоченного органа исполнительной власти Субъекта Российской Федерации есть специальная структурная единица - условный "ЕДДС", на бае которого размещено оборудование управления и контроля РАСЦО. Именно оттуда выдаются команды на включение сирен гражданской обороны, речевых сообщений, а также сигналов оповещения и управления.
В моем случае система РАСЦО собрана на основе комплекса технических средств оповещения П-166м. Это модернизированный вариант исторической системы П-166. И основной (если не единственный) разработчик оборудования - Калужский завод телеграфной аппаратуры (АО "КЗТА").
Существуют и другие системы: например, П-166ц, которую разрабатывал Калужский научно-исследовательский институт телемеханических устройств АО «КНИИТМУ». Об этой платформе знаю очень мало.
Принцип работы этих систем достаточно прост - оконечное оборудование должно получить по зашифрованному каналу (прямому или через Internet) управляющую команду от ЕДДС, при необходимости получить речевое сообщение, расшифровать/распаковать всё это и выдать на внешние устройства оповещения.
Добавлено (09.12.2022, 07:21)
---------------------------------------------
Современным вариантом системы П-166м является комплектация СЗО-2.Состав блоков устройства и схема межблочных соединений зависит от мощности. Звукоусилительная часть состоит из трансляционных усилителей, которые нагружены на рупорные громкоговорители мощностью 100 Вт. (рассчитанные на напряжение в линии 100В, так как применяемые трансляционные усилители изготовлены по евростандарту).
-Блок переключения радиотрансляционного узла БПРУ-02. Конструктивно блок смонтирован в корпусе 1U. В его состав входят два легкосъемных ТЭЗа МДЦ-01 и ИВЭ-01. На передней панели ТЭЗ МДЦ-01 расположен разъем Ethernet для подключения к цифровым сетям передачи данных, на задней панели имеются разъемы среди которых два разъема для подключения к двум радиотрансляционным устройствам и два разъема для подключения шести датчиков ЧС и датчика несанкционированного доступа.
-Усилитель трансляционный, производитель SONAR (JDM)
-Блок аварийного питания JEP-352
-Аккумуляторные батареи, производитель Delta (две штуки на один усилитель)
-Рупорный громкоговоритель (количество зависит от мощности усилителя)
-19 дюймовый закрытый телекоммуникационный шкаф для помещений (для комнатного исполнения) или 19 дюймовый климатический шкаф (для уличного исполнения)
По мощности звукоусилительной части имеются варианты исполнения для помещений: от 120Вт до 960 Вт и два варианта уличного исполнения: 240Вт и 480Вт.
В настоящее время на предприятии разработаны и запущены в производство оконечные устройства и других номиналов мощности для помещений и уличного исполнения, в том числе 300Вт, 500Вт, 600Вт.
Добавлено (09.12.2022, 07:29)
---------------------------------------------
А вот про предприятие нужно сказать отдельно...
Не простая судьба у предприятия, не простая.
По моей информации на сегодняшний день предприятие находится в процессе реорганизации. То ли слияние, то ли поглощение -не ведаю. Вроде как новой головной структурой будет АО "Азимут", г. Москва.
Это я к чему? А к тому, что сегодня ни один из контактов на официальном сайте КЗТА не доступен, техническая поддержка на электронные сообщения не откликается... Соответственно, получить какие-либо консультации для меня было крайне затруднительно.
А консультации были очень как нужны!
Добавлено (09.12.2022, 08:00)
---------------------------------------------
В моем случае проектом предусмотрено применение только универсального блока переключений БПРУ-02.
С него сигналы оповещения передаются на сетевой контролер СОУЭ, а уже этот контролер через фирменные усилители раздает звук на оконечные динамики по объекту.
Электропитание системы тоже организовано на других решениях, но это не принципиально.
Бедой было то, что к БПРУ-02 отсутствовал монтажный комплект (УЯИД.468332.016 Д3), в частности какие-либо соединительные кабели.
Руководство по эксплуатации (УЯИД.468332.016 РЭ-УД) довольно обширное, но на мой взгляд, бестолковое. Позже объясню, почему.
В комплекте есть даже компакт-диск (УЯИД.467361.003) на котором находится фирменная утилита для настройки и проверки разных приборов и устройств из комплекса П-166м P166_Control.
Настройка БПРУ-02 производится по стандартному COM-порту через стандартные же разъемы DB9. Кабель обычный модемный.
Естественно, что в комплекте не предусмотрено никаких адаптеров USB-RS232, при отсутствии на ПК COM-порта шансов на успех нет.
Проверка работоспособности производится той же утилитой, но уже через сетевую карту по TCP. Разъемы обычные RJ45, кабель прямой, обжимка по схеме "Б".