Владимир Артамонов
статс-секретарь - заместитель Министра
27 марта 2015 года состоялось заседание коллегии МЧС России, на котором рассматривался вопрос о повышении заработной платы работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, региональных поисково-спасательных отрядов, Государственной инспекции по маломерным судам. Подробнее об этом в интервью статс-секретаря – заместителя Министра В.С. Артамонова.
ВОПРОС: На коллегии Министерства обсуждался вопрос о существующей разнице в оплате труда пожарных федеральной государственной противопожарной службы категории «сотрудники» и «работники», сотрудников ГИМС… Каково реальное положение дел?
ОТВЕТ:
Прежде всего хочу отметить, что бюджет МЧС России 2015 года – это бюджет развития, позволяющий выполнять на высочайшем уровне все задачи, поставленные Президентом и Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, вопросы социальной поддержки личного состава находятся на ежедневном контроле у Министра МЧС России В.А. Пучкова.
В 2014 году в МЧС России проведен мониторинг численности и заработной платы работников бюджетных и казенных учреждений ведомства, гражданского персонала спасательных воинских формирований, а также анализ структуры заработной платы работников ФПС ГПС.
Но прежде, чем рассказать о его итогах, хотелось бы отметить, что с 2002 года, когда пожарная охрана перешла из МВД России в МЧС России, был осуществлен большой комплекс мер по повышению социальной защищенности работников боевых подразделений ФПС ГПС. В частности, повышены тарифные разряды пожарных (с 4-5 до 5-8) и квалификационная категория пожарных. Поясню: при введении новых условий оплаты труда и в связи с высокой социальной значимостью профессии ее из категории «рабочих» перевели в категорию «специалистов».
В среднем на 15 процентов в этот период были увеличены должностные оклады отдельным категориям работников ФПС, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, - начальникам пожарных частей, оперативным дежурным отрядов, начальникам караулов, командирам отделений, пожарным.
Мы увеличили в 2,5 раза выплаты компенсационного характера за тушение пожаров 2-й категории.
С 2010 г. благодаря планомерной работе заработная плата работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России была проиндексирована в 1,27 раза. В последующем, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, индексация проводилась ежегодно, кроме 2014 года (в 2010 году - на 6,5%, 2011 г. - 6,5%, 2012 г.- 6,0%, 2013 г. - 5,5%).
Вместе с тем, реформирование в 2013 году денежного довольствия сотрудников ФПС ГПС привело к образованию дисбаланса между размерами денежного довольствия и заработной платы сотрудников и работников службы по аналогичным штатным должностям при условии выполнения одинаковых функций и задач.
Разрыв в оплате труда послужил почвой для возникновения социальной напряженности в коллективах и, особенно, в коллективах смешанного типа.
Мы провели в 2014 году мониторинг ситуации с зарплатами и получили следующие данные. Так, размер заработной платы начальника пожарной части, начальника караула, а также старшего пожарного и пожарного по категории «работник» меньше денежного довольствия по аналогичным должностям в категории «сотрудник» соответственно на 49%, 59,5%, 37% и 35%. При этом, спасатели и инспекторы ГИМС ежемесячно получают больше пожарных примерно на 50 - 40%.
ВОПРОС: Какой же выход из сложившейся ситуации?
ОТВЕТ: Намечено проведение поэтапного повышения заработной платы, в первую очередь, личному составу «боевых» подразделений ФПС ГПС. В эту категорию входят, прежде всего, начальники караулов, командиры отделений, пожарные, водители пожарных автомобилей, то есть те, чья деятельность связана с риском для жизни при проведении работ по тушению пожаров. Также это касается спасателей региональных поисково-спасательных отрядов и инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам.
На 1 этапе, в течение 2015 года, будут пересмотрены механизмы выплат стимулирующего характера. (ждём и верим!) При этом важно ориентировать личный состав на повышение квалификации. Будет отработан порядок выплаты стимулирующего характера руководству учреждений, личному составу обеспечивающих и вспомогательных подразделений с учетом целевых показателей эффективности их работы, а также включение дополнительных выплат компенсационного и стимулирующего характера.
На следующем этапе в 2016 - 2018 годах,
при условии улучшения макроэкономической ситуации и снижения инфляции и, как следствие, перспективы получения целевых дополнительных бюджетных ассигнований, - мы планируем провести мероприятия по увеличению размеров должностных окладов работникам учреждений и организаций МЧС России, то есть пропорциональное, а по некоторым отдельным должностям работников - дифференцированное увеличение должностных окладов.
При этом доработка нормативной правовой базы, регламентирующей содержание и определение размеров и условий оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России не требуется.
ВОПРОС: Вы сказали, что проведен анализ структуры реальной заработной платы работников ФПС ГПС, которая формируется из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих выплатах.
ОТВЕТ: Оплата труда работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России производится за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда.
Установленные доплаты подразделяются на выплаты компенсационного (до 18 процентов) и стимулирующего характера (до 100 процентов) от окладного фонда соответственно.
Между тем, замечу, что на примере проведенного анализа максимальной зарплаты видно следующее: доля должностного оклада составляет 47%, в то же время доля выплат компенсационного и стимулирующего характера - 53%.
Кстати, в соответствии с установленным порядком руководители учреждений вправе перераспределять средства между выплатами компенсационного и стимулирующего характера с учетом безусловного обеспечения выплат компенсационного характера, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выплаты компенсационного характера производятся за следующие виды работ: за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными веществами, особые условия труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
К стимулирующим выплатам относятся выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
При этом к основным показателям оценки эффективности труда работников относятся успешное, добросовестное и качественное исполнение профессиональных и должностных обязанностей; профессионализм и оперативность при выполнении трудовых функций; применение в работе современных форм и методов организации труда.
Сегодня, например, если за основу взять среднестатистический отряд федеральной противопожарной службы со смешанным типом караулов, то выплаты работникам «боевых» подразделений за интенсивность и высокие результаты работы в среднем составляют до 65% от общей предназначенной для этого суммы; выплаты за качество выполняемых работ - до 45%; премиальные выплаты по итогам работы - до 65% от общей суммы премиального фонда.
И это при том, что численность «боевых» подразделений составляет более 80% от общей численности учреждения.
ВОПРОС: Распределение премиального и зарплатного фонда между всеми работниками - чрезвычайно деликатный вопрос. На Ваш взгляд, что самое важное должен учитывать руководитель, чтобы сохранить в коллективе стабильность?
ОТВЕТ: Действительно, если совершить ошибку, то это может повлечь снижение эффективности труда, привести к потере ценных работников, создать социальную напряженность и нездоровый психологический климат. В том числе, это касается и распределения премиального фонда.
Утверждение размеров премии должно быть справедливым в отношении людей и подразделений в учреждении. Если этот «справедливый» баланс нарушится, то климат в коллективе будет ухудшаться и демотивировать работников.
При дефиците премиального бюджета необходимо определить в деятельности учреждения «ключевые позиции» и поддерживать, в первую очередь, их. В частности, деятельность личного состава «боевых» подразделений.
Заработная плата работников делится на несколько частей: стабильную, сформированную исходя должностного оклада и компенсационных обязательноусловных выплат, и премиально-поощрительную, состоящую из выплат стимулирующего характера. Эти части также распределяются по установленым принципам. Например, если премиальная часть меньше 10% от стабильной части зарплаты, то она обладает слабым мотивационным действием. Премии периодические, в размере 15% работники не рассматривают как поощрение, а премия в размере 5% от оклада вызывает лишь раздражение в коллективах.
Поэтому достижения и эффективность, как показывает практика, - единственное соответствующее мерило для назначения награждения. Премии должны связываться с результатом деятельности работников, тогда они будут выполнять функцию мотивирования. Иначе же они будут восприниматься работниками в качестве случайных выплат - «повезло» или «не повезло».
Решения руководителей о том, кому зарплату повышать и давать премию, а кому - нет, должны быть как можно прозрачнее, так как, если работники не будут до конца понимать принцип распределения средств, то могут возникнуть конфликты и нездоровый климат в коллективе. (сомнительная инициатива
)
При безусловном обеспечении выплат компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера являются прерогативой руководителя учреждения, и на примере распределения выплат стимулирующего характера в отряде федеральной противопожарной службы со смешанным типом караулов наблюдается картина неравномерного распределения и признаки социальной несправедливости.
Часто при условии отсутствия демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников принятие решения об установлении выплат стимулирующего характера, распределение выплат за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, а также премиальных выплат по итогам работы носит субъективный характер и как следствие - социально-несправедливый.
С учетом изложенного, напрашивается единственный вывод: необходим социально-ориентированный прозрачный механизм распределения выплат таких видов доплат стимулирующего характера, как за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ и премии по итогам года.
ВОПРОС: В чем конкретные предложения по исправлению сложившейся ситуации?
ОТВЕТ: Чтобы повысить уровень реальной заработной платы работникам, в первую очередь «боевых» подразделений пожарных, спасателей и инспекторов ГИМС, предполагаем, что сумма выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, а также за качество выполняемых работ личному составу «боевых» подразделений должна быть не меньше 80% от общей суммы выплат за интенсивность и высокие результаты работы, а также за качество выполняемых работ по учреждению в целом.
Если пожарный, командир отделения или начальник караула повысит свою квалификацию и освоит смежные специальности, применяемые при исполнении профессиональных и должностных обязанностей, то ему выплаты стимулирующего характера составят до 25% от должностного оклада.
Отныне выплаты компенсационного характера личному составу (по категории работник ГПС «боевых» подразделений) будут зависеть и от численности населения в охраняемых подразделениями населенных пунктах. Так, при количестве населения до 100 тысяч - прибавка к зарплате составит 15% от должностного оклада; более 100 тысяч населения - 20%; в городах Москва и Санкт-Петербург, в Московской и Ленинградской областях - 25 %.
Сумма выплат дополнительных премий личному составу «боевых» подразделений по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года) должна быть не меньше 80 % от общей суммы премиального фонда.
Дополнительная выплата стимулирующего характера в размере 15% от должностного оклада будет предусматриваться выездному составу региональных поисково-спасательных отрядов; старшим государственным инспекторам (инспекторам) по маломерным судам.
Кроме того, в целях обеспечения дополнительных мер социальной защиты и доведения уровня оплаты труда работников Государственной противопожарной службы до среднего уровня оплаты труда работников в субъектах Российской
Федерации руководителям территориальных органов предложено проработать с главами регионов вопрос о возможности установления надбавки к заработной плате работников, в первую очередь «боевых подразделений» Государственной противопожарной службы, за счет средств бюджета субъектов.
Кроме того, целесообразно рассмотреть с руководителями хозяйствующих субъектов вопросы о возможности создания на их территориях федеральных государственных бюджетных учреждений по обеспечению пожарной безопасности, а также по обеспечению предупреждения профилактики и тушения пожаров или заключения соответствующих договоров на выполнение (оказание) услуг федеральными государственными бюджетными учреждениями на возмездной основе, что послужит альтернативой частной пожарной охраны.
В целях снижения социальной напряженности в «боевых» подразделениях мы планируем в дальнейшем постепенно отказываться от смешанных типов и создавать подразделения однородного состава пожарных. (недальновидно, не поможет)
Одновременно в целях экономии бюджетных средств и получения дополнительных доходов МЧС России планирует провести укрупнение отрядов ФПС за счет сокращения количества юридических лиц. Необходимо отметить, что в результате слияния юридических лиц уменьшится количество руководящего состава, а также численность обеспечивающих и вспомогательных подразделений. Высвобождаемую численность, в первую очередь по категории «сотрудник ФПС» предлагается использовать для увеличения численности «боевых» подразделений. В результате мероприятий увеличится численность пожарных рядового состава по категории «сотрудник», и будет достигнута экономия по оплате труда.
Таким образом, в результате предпринимаемых мер по распределению выплат стимулирующего характера можно будет повысить заработную плату работникам «боевых» подразделений от 6,6 до 15,8%. (гм, негусто....)
В итоге зарплата пожарного (без класса) составит 16431-18245 рублей (в настоящее время – 15343), пожарного 3 класса – 18440-20432 рубля (в настоящее время – 17245), пожарного 2 класса - 19686-21855 рублей (в настоящее время – 18384), пожарного 1 класса 21468-23834 рубля (в настоящее время – 20049), начальника караула - 23021-25051 рубль (в настоящее время – 21499). Предлагаемые сегодня мероприятия хоть и позволят реально увеличить реальную заработную плату работникам, в первую очередь, пожарным, спасателям и инспекторам ГИМС, но все-таки это - тактические временные решения, т.к. фонда оплаты труда не изменяется и остается в пределах выделенных лимитов.
Кардинальным решением этого вопроса, в части повышения размеров заработной платы, является пересмотр размеров должностных окладов. Вот это дело, но!
А это возможно лишь при дополнительном увеличении бюджетных ассигнований. Над этим мы постоянно работаем и планируем продолжить. ВОПРОС: На коллегии МЧС России прозвучало, что для получения дополнительных средств предстоит дальнейшее развитие внебюджетной деятельности. МЧС будет зарабатывать, оказывая платные услуги?
ОТВЕТ: Да, мы рассматриваем этот вопрос. Но прежде подчеркну, что оказание гражданам России услуг на платной основе категорически запрещено. Всю необходимую помощь и все услуги от подразделений МЧС России граждане нашей страны получают на безвозмездной основе. Говоря о внебюджетной деятельности, мы подразумеваем работу с юридическими лицами.
В настоящее время подготовлены предложения по внесению изменений в статью 24 «Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности» ФЗ - 69 «О пожарной безопасности». В частности, перечень работ и услуг в области пожарной безопасности мы предлагаем дополнить следующими услугами и работами: охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе, деятельность по организации и тушению пожаров в населенных пунктах, в организациях и на объектах инфраструктуры;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы; работы по огнезащите материалов, изделий и конструкций; устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка теплогенерирующих установок (в том числе, печей и каминов) и дымоходов; независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности); расчет пожарного риска;
разработка специальных технических условий на объекты защиты, для которых отсутствуют требования пожарной безопасности, а также для обоснования компенсирующих мероприятий при отступлении от требований пожарной безопасности.
И это – не весь перечень работ и услуг в области пожарной безопасности. К примеру, при создании федеральных государственных бюджетных учреждений и развития в системе МЧС России деятельности, приносящей доход, список услуг и работ может быть расширен.
Помимо прочего, Министром объявлен ежегодный конкурс «Есть идея!». Все желающие могут стать его участниками и внести свои идеи по развитию внебюджетной деятельности ведомства, а также реализовать проекты и разработки в области безопасности.